Саранск - городской портал саранск
Саранск Саранск
Главная Новости События Афиша Галерея

 

Каталог ресурсов Саранска

Город и общество

Знакомство с Саранском История Саранска Районы Общие сведения города Самое самое Улицы Саранска
Почетные граждане города Саранска Власть Саранска Государственные услуги СМИ Службы специального назначения

Культура искусство Саранска

Ансамбли Библиотеки Саранска Памятники Саранска Религия Театры Саранска Музеи Саранска Кино Музей Эрьзи Краеведческий музей

Наука образование в Саранске

ВУЗы Саранска Техникумы Саранска Академии Саранска Архивы Саранска ГОСКОМСТАТ РМ Школы Саранска

Товары услуги фирмы Саранска

Магазины Оптовая торговля Рынки Саранска Связь Химчистки Парикмахерские Ателье Страховые компании АЗС Компьютерные фирмы Саранска Гостиницы Саранска

Бизнес экономика Мордовии

Виртуальная юридическая консультация Предприятия Комбинаты Банки Работа в Саранске

Здоровье медицина в Саранске

Аптеки Родильные дома Больницы Лечебницы Диспансеры Консультации

Досуг хобби разное

Бары Кафе Рестораны Клубы Спорт Закаты Кафе "Метро"
Водоемы Мордовии Фонтаны Поэзия Парки Грозы Киберлига.Ru Зоопарк
Карта Саранска и Мордовии

НАВИГАЦИЯ

Коллекция русского дореволюционного искусства


Переходная галерея соединяет основное здание музея с пристроем. В конце его - дверь, ведущая в экспозицию русского дореволюционного искусства. Она располагается в анфиладе, состоящей из трех небольших залов. В оформлении их интерьера стилизованно использованы черты усадебной архитектуры XVIII - начала XIX века.

Коллекция русского дореволюционного искусства музея немногочисленна. Она насчитывает около 350 произведений. Постоянная экспозиция включает в себя свыше 80 работ.

Ее открывает искусство XVIII века. Живописное наследие мастеров этого периода велико и многообразно. В залах музея оно представлено в основном портретами неизвестных, но талантливых мастеров.

Портреты "Дама в синем", "Великая княгиня Мария Федоровна (1759-1828)" не установленных авторов, "Неизвестный офицер с орденом Георгия IV-й степени" Е.Д. Камеженкова (1760-1818) живо и непосредственно рассказывают о людях XVIII столетия.

Эпоха Отечественной войны 1812 года нашла отражение в портрете "Барон Г.В. Жомини" (1820-е годы). Кисть безымянного мастера запечатлела благородный облик военного, полный романтической взволнованности и внутренней энергии. До 1812 года Жомини был начальником штаба армии французского маршала Нея; во время похода в Россию - назначен Наполеоном Виленским, а потом смоленским губернатором. В 1813 году он - видный военный историк и теоретик - очутился на русской службе; являлся участником сражения под Кульмом и Лейпцигом в качестве военного советника.

Искренен и правдив по своей характеристике "Мужской портрет" (1820) И. Смирновского (до 1783-1825?), художника-белоруса, чье творчество тесно связано с русской художественной школой и развивалось в общем, русле портретного искусства этого времени. Занимательность сюжета характерна для картины Алексея Васильевича Тыранова (1808- 1859) - ученика А.Г. Венецианова - "Мальчик, пускающий мыльные пузыри" (1856?). Художник тепло и убедительно написал образ деревенского паренька, занятого немудреными детскими забавами.

С искусством второй половины XIX века зрителей знакомят произведения художников академического направления и "поздних" передвижников.

Украшением экспозиции является полотно И.К. Айвазовского (1817-1900) "Море на фоне гор" (1880) и один из редких жанровых пейзажей И,И. Шишкина (1832- 1898) "В лесу" ("Из леса с грибами", 1883), в котором присутствует изображение человека.

Широкая демократизация русского искусства и его активная роль в общественной жизни отразилась и на развитии этого жанра: ушла в прошлое традиция видеть природу очищенной от повседневности, пейзажный образ стал наделяться настроениями, присущими человеку.

А.К. Саврасов (1830-1897) был основателем и одним из ярких представителей лирического пейзажа в русском искусстве. Неброский мотив, взятый из жизни, Саврасов умел возвысить до большого образного звучания, увидеть русскую природу в национальном своеобразии ее облика.

Полотно "Сельский вид с болотцем" относится к позднему периоду творчества художника.

Здесь нет ни сложной композиции, ни эффектного освещения, самый, что ни на есть, прозаический вид наполнен подлинной поэзией бытия.

Проникновенно бережное отношение к природе, глубоко прочувствованное ощущение мотива было свойственно творчеству А.Л. Боголюбова (1824-1896). "Пейзаж с парусником" (1867), написанный художником во Франции, изображающий берег моря близ небольшого нормандского городка Порник, проникнут внутренним движением.

Приморские виды принесли славу и Л.Ф. Лагорио (1827-1905). В понимании цвета, рисунка и композиции он был верен академическим традициям. Картина "Рыболовецкие тони" (1875) написана по заказу цесаревича Александра Александровича и изображает конкретное уголок под Петербургом, любимое место отдыха жителей северной столицы.

Пейзажное творчество Н.Н. Хохрякова (1857-1928) развивалось в русле позднего передвижничества. Живописные достоинства его произведений открываются зрителю не сразу, в них надо долго вглядываться. В природе Хохряков выбирал самые непритязательные мотивы, изображая тихие северные деревеньки, луга. Уважением к натуре, чувством Родины проникнут пейзаж "Деревня", написанный в монохромной колористической гамме.

Портретный жанр второй половины XIX века представлен работами А.И. Корзухина, Н.А. Кошелева. Задушевностью и простотой веет от портрета "Императрица Мария Федоровна" (нач. 1880-х гг.), исполненного Н.А. Кошелевым (1840-1918) - известным мастером росписей на религиозные темы. Перед нами не холодная надменная красавица, а интеллигентная просвещенная женщина, основательница Мариинских женских гимназий в Петербурге. Также мягок и обаятелен женский образ, созданный Корзухиным (1835- 1894), изображающий даму с орденом Святой Екатерины.

Художественная жизнь рубежа XIX и XX веков - явление сложное и противоречивое. Это время напряженных творческих исканий, возникновения художественных различных группировок и формирования ярких индивидуальностей. Новые тенденции проявились достаточно полно в пейзажном жанре. Стремление к красоте, к "отрадному" характерно для живописцев, входящих в "Союз русских художников", чье творчество представлено довольно полно в экспозиции музея. Постоянными и активными экспонентами союза были П.И. Петровичев, Л.В. Туржанский, М.Х. Аладжалов, близок им по характеру своего искусства В.К, Бялыницкий - Бируля.

Прекрасным колористом, блестящим мастером живописного этюда был Константин Алексеевич Коровин (1861-1939). С его именем обычно связывается представление о русском импрессионизме. Этюд Коровина "Гурзуф" (1911) написан легко и свободно. Улочка ночного Гурзуфа под южным небом, темные силуэты домов, яркие всполохи света в окнах и огненные языки пламени переданы чрезвычайно темпераментно, уверенными динамичными мазками.

Из зала русской живописи зрители попадают в зал графики. Искусство гравюры XVIII столетия представлено работами крупнейших мастеров эпохи: И.А. Соколова, Е.П. Чемесова, А.В. Егорова, С.Ф. Галактионова. Видное место среди граверов-портретистов XVIII века принадлежит Е.П. Чемесову (1737-1765), уроженцу нашего края. Исполненный им портрет выдающегося деятеля русского театра Ф. Волкова (с оригинала А.П. Лосенко) отличается глубиной и задушевностью. Блестящее мастерство И. А. Соколова (1717- 1757) в полной мере сказалось в листах "шествий", гравированных им для альбома "Описания коронации Елизаветы Петровны" (1744). Из класса ландшафтной гравюры Академии художеств вышли А.Е. Мартынов (1768-1826) и С.Ф. Галактионов (1779-1854). Подлинную славу принесли им пейзажные гравюры с видами Петербурга и его окрестностей. Крупнейший портретист первой половины XIX века О.А. Кипренский (1782- 1836) нередко выступал как мастер карикатурного шаржа-портрета, рисовал "грифонажи" - наброски пером в гротескной манере. В экспозици

и представлено исполненное им изображение одного из старейших и популярнейших русских актеров И.А. Дмитриевского.

В 1871 году в Петербурге возникло "Общество русских аквафортистов", куда вошли известные русские художники-передвижники. Члены этого общества обращались к офорту с целью воспроизведения своих картин. В экспозиции представлены офорты И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова.

Тщательная, чеканная, почти ювелирная техника отличает произведение В.Е. Маковского (1846- 1920) "Портрет И.М. Прянишникова" (1896). Офорт И.Е. Репина (1844-1930) "Смех в верхнем ярусе театра" относится к первым опытам художника на пути освоения этого вида графики. Много работал в гравюре И.И. Шишкин (1832-1898). В его офортах точно, с большой любовью изображена русская природа.

В конце XIX века большую роль в развитии русской гравюры играл В.В. Матэ (1856-1917). Он создал многочисленные портреты деятелей русской культуры, в том числе и превосходный офортный портрет И.И. Шишкина (с оригинала И.Н. Крамского). Большим мастером репродукционной гравюры был И.П. Пожалостин (1837-1909), о чем свидетельствует его гравюра "Испытание силы Яна Усмаря" (с оригинала Г.И. Угрюмова), посвященная одному из эпизодов жизни Древней Руси и рассказывающая о том, как киевский князь Владимир накануне битвы с печенегами испытывал силу юноши-кожемяки Яна Усмаря, который стал впоследствии героем поединка.

Превосходно владел различными техниками гравирования В.А. Серов (1865-1911). К шедеврам русской графики принадлежат его иллюстрации к басням И.А. Крылова.

Много работали в области цветного эстампа ученики В.В. Матэ - А.П. Остроумова - Лебедева и В.Д. Фалилеев.

Вдохновенный образ родного города Петербурга встает в работах А.П. Остроумовой - Лебедевой (1871-1955). Виртуозно исполненные в технике цветной ксилографии, они изображают старинные ансамбли, парки и набережные прекрасного города на Неве.

Особое место в разделе русской графики занимают произведения Вадима Дмитриевича Фалилеева (1879-1950), детство и отрочество которого прошло в Саранске. Фалилеев первым раскрыл в цветной гравюре красоту и поэзию русского сельского пейзажа, пафос крестьянского труда. Он любил изображать необычные "романтические" состояния, эффекты освещения, его захватывала природа, исполненная неукротимой бурной силы.

Настроение тишины и покоя ощущается в гравюре "Спящий кучер" (1905). Ослепительное полуденное солнце, разбрызгивающее потоки лучей на ржаное поле, дорогу и идущих по ней крестьян, мастерски передано в листе "Спелая рожь" (1917). Мощь и красота природы раскрыты с предельной ясностью и лаконизмом в гравюре "Белое облако" (1905).

Тематически к цветным гравюрам Фалилеева примыкают его офорты. Художник много и упорно работал в этой технике, виртуозно владел сухой иглой и акватинтой. Богатством тональных отношений, свободой и пластичностью рисунка отличаются листы "Я и Катя" (1909), "Покраска баржи", "Колокола в церкви Воскресения в Ярославле" (1915).

В летопись истории нашего края прочно вошло имя академика портретной живописи Ивана Кузьмина Макарова (1822-1897). Его творчеству в разделе русского дореволюционного искусства посвящен отдельный зал.

Иван Кузьмич Макаров родился в Саранске в семье учителя рисования. Первоначальное художественное образование он получил в Саранской живописной школе, основанной его отцом Кузьмой Александровичем Макаровым. Одно из ранних произведений художника, представленных в экспозиции, полотно "Две молодые мордовки" (1842). Оно писалось под руководством отца как учебное задание и явилось итогом завершения учебы в школе.

Картина исполнена добротно, мастерски и лишена того отпечатка ученичества, который почти обязательно отличает первые работы каждого художника. Образы юных мордовок пленяют нас своей простодушной целомудренностью. В их спокойных красивых лицах есть своя значительность, органическое сочетание простоты и внутреннего достоинства. Автор достигает колористического единства всего холста, который выстроен на сочетании теплых коричневато-охристых и белых тонов. Он тщательно выписывает декоративное убранство национальных одежд, передавая фактуру предметов: металлический блеск браслетов, бархатистость плотной, ковровой вышивки на рубахах, словно бы кропотливо повторяя стежок за стежком.

Любовное отношение к натуре, стремление сделать "низкий" предмет объектом высокого искусства роднит это произведение с картинами художников школы Венецианова. Именно это полотно открыло Макарову путь в профессиональное искусство. В 1842 году Совет Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств присвоил ему за картину "Две молодые мордовки" звание не классного художника.

Знания и художественные навыки, полученные И.К. Макаровым в Саранской живописной школе, позволили ему поступить в 1845 году в Академию художеств. Первые два года он занимался у профессора исторической живописи А.Т. Маркова.

Годы напряженного труда, непрестанное совершенствование мастерства под руководством опытных педагогов сформировали художника-портретиста, своими работами быстро снискавшего известность не только в Санкт-Петербурге, но и далеко за его пределами.

Произведений Макарова раннего периода творчества до нас дошло незначительное количество. Среди них два этюда: "Портрет мальчика-итальянца" и "Итальянка на балконе", исполненные художником в 1853-1855 годах во время пребывания в Италии, сохранившие свежесть и непосредственность впечатления.

Все портреты художника зрелого периода творчества можно условно разделить на две большие группы: камерные и парадные. В камерных портретах Макаров не уделяет внимания элементам формального украшательства, стремясь точнее передать внешнее сходство и общее душевное состояние модели. В портрете "А.Д. Соломирская" (1850-е гг.), живопись которого состоит из полупрочразных, излучающих внутренний свет тонов, ощущается благоговейное преклонение автора перед красотой, нежной душой и нравственным совершенством женщины.

Мимолетное и хрупкое обаяние модели передано художником в "Портрете Вишнюковой" (1850-е гг.), в котором предстает образ цельный, чистый, лишенный кокетства, полный трогательной грусти.

Типичным образцом парадного портрета может служить "Портрет семьи Черемисиновых" (1882). Своих героев художник изображает в момент прогулки, на фоне пейзажа. Следуя желанию заказчика, он уделяет большое внимание написанию костюмов и всевозможных аксессуаров.

Среди творческого наследия Макарова много детских портретов, что объяснялось не только характером заказов, но и желанием самого живописца, который очень любил детей. В экспозиции представлены этюдные портреты детей художника - Кати и Нюты.

Успех сопутствовал художнику всю его долгую творческую жизнь. Современники считали его достойным продолжателем традиций великого Карла Брюллова. Самыми известными произведениями И.К. Макарова являются портреты членов семьи А.С, Пушкина - жены, дочерей Натальи и Марии, сына Александра, которые хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Большинство из имеющихся в собрании музея работ живописца подарено в 1971 году внуком художника И.К, Макаровым (1896-1976).




 
Интернет-Салон
ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ СТАТИСТИКА
Саранск - столица Республики Мордовия. Саранск-online городской сайт
Http: //ug-otdih. Ru - настоящий отдых на юге России. # наушники затычки jbuds
Вы можете написать нам
Rambler's Top100